Храмовый комплекс в Коровниках
Из Толгского монастыря мы отправились в Коровницкую слободу, что находится в закоторосльной части Ярославля.
Коровницкая слобода возникла в XIII веке в устье реки Которосли на противоположном берегу от Ярославского кремля. Ещё в 1584 году слобода была присоединена к Ярославлю, став частью посада. Название получила по основному занятию жителей — разведению крупного рогатого скота. В XVI—XVII веках Коровники были поставщиком сырья для ведущей отрасли мелкотоварного кожевенного производства Ярославля. А начиная с XVII века стала центром гончарного, кирпичного и изразцового производства, т.к. в окрестностях залегали хорошие глины. Так слобода обеспечивала развернувшееся в Ярославле каменное строительство. Изразцы работы местных мастеров украсили в то время многие храмы Ярославля.
Началось также строительство новых храмов самого Коровницкого прихода. В 1649-54 годах на средства прихожан — ярославских посадских людей Ивана и Федора Федоровичей Неждановских — построена холодная церковь во имя Иоанна Златоуста, отличавшаяся богатейшим изразцовым убранством и ставшая одним из лучших образцов ярославского зодчества XVII века. В 1669 году рядом возведена новая тёплая церковь во имя Сретения Владимирской иконы Божией Матери, в 1670-х — новая шатровая колокольня высотой 37 м. В 1735 году церкви были украшены великолепной росписью, выполненной артелью ярославских мастеров во главе с Алексеем Ивановым Сопляковым.
Как это обычно бывает, тёплый храм строится поменьше, пониже и попроще. Главная претензия к зимнему храму - малое потребление дров и долгое сохранение тепла. Но если вы уже заметили, гармония всего храмового комплекса достигнута, благодаря симметрии. Симметрично расположение храмов по отношению к святым воротам, ровно по центру находится колокольня, по той же причине стремления к симметрии всего храмового ансамбля зимний храм не должен был слишком уступать в размерах стоявшему тогда уже летнему храму. Церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери оказалась слишком высокой и отапливать её было совсем непросто. Позднее для удобства отопления храм поделили на 2 этажа: в нижнем проходили богослужения, а второй пустовал и использовался как чердак. Силуэт церкви в некотором роде повторяет Иоанновскую церковь, хотя выглядит намного проще, поскольку лишен галерей и приделов.
Композиция Иоанновского храма – симметричная, церковь имеет два шатровых придела по бокам, с трех сторон здание опоясывает галерея с высокими крыльцами. Такое архитектурное решение связано церковной реформой Патриарха Никона, которая помимо всего прочего устанавливала жесткие каноны церковного строительства. Благодаря этому храм Иоанна Златоуста получился строгим, но очень гармоничным. Основной объем церкви – не высок, поскольку у него нет подклета, но главы и барабаны храма устремлены вверх и устроены намного выше, чем в других, современных им храмах. Простое изначально крыльцо было перестроено в 1680-х гг. и было снабжено островерхими красивыми крышами. В то же время было изменено все внешнее убранство церкви в угоду новым вкусам: для лучшей освещенности на фасадах был прорублен ряд новых окон, на окнах появились более пышные наличники, а фасады были украшены полихромными роскошными изразцами. Особенно примечателен своей красотой наличник окна средней апсиды, мы его видели с вами выше, когда я сказала, что изразцы напоминают росписи деревянных теремов.
Сейчас мы взойдём на крыльцо, смотритель храма откроет скрипучий замок огромным старинным ключом, и мы окажемся в полумраке интерьеров. Я не сказала, что храмовый комплекс в 1992 году был передан старообрядческой общине. Для регулярных богослужений не используется.